Назад

  

Тема:

«Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития речи обучающихся»

 Содержание

 

 

1.     Условия возникновения, становления опыта                        стр. 3

2.     Актуальность проблемы                                                          стр. 4

3.     Теоретическая база опыта                                                       стр. 5-6

4.     Технология опыта                                                                    стр.7-10

5.     Результативность работы                                                        стр. 11

6.     Библиографический список                                                    стр. 12

7.     Приложение к опыту                                                               

 

 

 

 I.      Условия возникновения и становления опыта

 

Работая в сельской школе с 1989 года,  обратила внимание на то, что у детей не сформированы навыки развития речи, умения чётко самостоятельно выражать свои мысли . Поэтому на протяжении многих лет я работала над формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты.  И поэтому я поставила перед собой задачу:

1.     Развить речевую и мыслительную деятельность учащихся.

2.     Развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное  владение русским языком   в разных сферах и ситуациях общения.

3.     Развить  у учащихся потребность  в речевом самосовершенствовании.

Для достижения этих целей я наметила план их выполнения, чтобы показать результаты моей работы:

1.     Изучить литературу по возникшей проблеме

2.     Показать работу по развитию речевой и мыслительной  деятельности у учащихся.

3.     Показать работу по развитию коммуникативных умений и навыков у учащихся

4.     Проанализировать результаты.

5.     Выявить недостатки в период работы над темой.

6.     Дать самоанализ эффективности деятельности

 

 II. Актуальность проблемы

 

  Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способ­ность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) в печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и  писать).

Раньше в центре внимания учителя на уроке русского языка находилось письмо — его содержательная и нормативная сторона. Нам казалось, что чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения родного языка. Однако при этом нарушался один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи. Школьный курс грамматики чаще всего ограничивается изучением синтаксиса изолированного предложения, закономерности же контекстной речи, выходящие за пределы отдельных предложений, учащиеся познают стихийно.                                                                                                               

    Перед учащимися средних классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Учителю необходимо вести работу по формированию и совершенствованию умений и навыков речевой деятельности учащихся, нужно раскрывать учащимся свойства и возможности всех единиц языка с помощью текста или на текстовой основе.

 

III.         Теоретическая база опыта

      Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникаающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное вы­сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным». 

 Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

·        синтаксическая пятиминутка;

·        включи воображение;

·        напиши подобное;

·        через дополнительное задание к диктанту;

·        составление таблицы.

Что же такое лингвистический анализ текста? По определению             М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам  Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ (Т.В. Кузнецова, автор-составитель программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности; В.В. Бабайцева, Л.В. Лисоченко, предложившие типовую схему лингвистического анализа текста на уроках русского языка; много публикаций с предложениями всякого рода упражнений по лингвистическому анализу и образцов анализа того или иного художественного текста).

 

 IV.         Технология опыта

 

 В своей работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся я использую анализ лингвистического текста, лингвистический анализ художественного текста, лексический анализ текста, типологический анализ, стилистический анализ текста, комплексный анализ текста.

 

 

4.1    Работа с лингвистическим текстом

         Чтобы добиться успеха в этом деле, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.

Ученики должны:

·        понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

·        осознавать содержание текста;

·        фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

·        определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

·        дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

·        прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, Комментировать и оценивать информацию текста;

·        Осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

·        Заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

·        Использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Кроме этих, основных, умений, процесс чтения текста предполагает форми­рование и таких умений, как выразительно читать текст вслух; владеть раз-ными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текс­том), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержа­ния текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное по­нимание текста — до 100% понимания информации); прогнозировать содержа­ние текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, подза­головки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста (сноски, комментарий К тексту, таблицы, графики),

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержа­ния лингвистического текста я стала вести целенаправленную работ, в процессе которой текст поэтапно анализируется;

·       уточняются тема и основная мысль;

·       проводится словарная работа;

·       составляется план текста;

·       выразительное чтение текста;

·       ответы на вопросы учителя;

·       пересказ текста,

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвис­тические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать я пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говориться в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей -словарей, в которые записываются все лингвистические термины.

Параллельно с развитие навыков чтения- понимания научной информации идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и типов речи.(Приложение  )

Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для разви­тия этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по  картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учеб­ника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышления на лингвистические темы.

 Для обучения культуре устного речевого общения я использую различные ситуации, создавая «схемы – образцы».Они помогают учащимся составить тексты.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязи восприятия и воспроизведения высказывания, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. В этой деятельности, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.

       Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся?   Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:

1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3. Предложены все виды разборов.

4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

5. Тексты имеют  пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.  

4.2 Лингвистический анализ текста

При лингвистическом анализе текста, по мнению современных исследователей, не должен нарушаться основной принцип — «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления». Преобладающее внимание к формальной стороне языковых фактов тормозит речевое развитие детей, так как односторонний подход к анализу порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение мною к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст. Художественные тексты, которые я использую на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Лингвистический анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой — логического; причем при таком виде работы образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.   Уже в 5 классе начинаю выработку умений и навыков лингвистического анализа .   В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

      На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, анализ авторского заголовка или соэдание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения

Для развития коммуникативной компетенции учащихся я провожу смотры знаний по предмету, конкурсы знатоков родного языка, предметные олимпиады, занимаюсь научно- исследовательской краеведческой работой. В школе проходят дни славянской письменности и культуры, неделя детской книги, Рождественские посиделки и другие увлекательные мероприятия.

 

 V. Результаты работы

 

Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что большинство выпускников  школы умеют свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности, имеют хорошо говорить, правильно понимают чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удалось лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходила через весь процесс обучения

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Пономарёва Л.Д.  Речетворчество учащихся // РЯШ. – 1979. – №6

2.     Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

3.     Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

4.     Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

5.     Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7

6.     Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz