КУЛЬТУРА И БЫТ СЕЛА

 

Потрясали Россию войны и революции, появились новые политические системы и  идеологии, совершались на земле предков кровопролития и насилия, подвергался неимоверным испытаниям  народный дух, но сохранялось духовное пространство, выстаивала мощь народная, не рвались корни любви к Родине, к отчему дому. Народ не забывал свои корни, свою культуру, свои песни и праздники.

Праздники и обряды сохранились в нашем селе и в настоящее время.

Одним из особо чтимых праздников было и остается Рождество Христово. Празднику предшествует сорокадневный пост, кото­рый называют Рождественским или Филипповским (по­скольку начинается он в день памяти апостола Филиппа). Во время поста — с 15 (28) ноября по 24 декабря (7 янва­ря) — верующие не едят «скоромную» пищу, то есть мяса, молока, яиц, а только «постную», то есть растительную (овощи, фрукты, хлеб). Особое внимание уделяется духовным аспектам — покаянию и молитвам. День перед Рождеством называют Рождественским сочельником.  С давних времен словом и делом в этот день стараются создать образ богатства, мира, покоя в своем доме. В последний день пос­та — сочельник — никто ничего не ест и не садится за стол до появления в небе первой звезды. Но уже с ранне­го утра хозяйка должна приступить к приготовлению ужина, который по правилам состоит из двенадцати пост­ных блюд. Приготовленный на «новом» огне ужин из разных даров земли является своеобразным оберегом для семьи. Перед закатом солнца семья собиралась на вечер­нюю молитву, после чего хозяин прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор, где брал охапку соломы. Затем соломой застилали пол в хате, лавки. На стол кла­ли солому и покрывали ее скатертью. Это делали как на­поминание о том месте, где родился Божий Сын. Под иконами ставили сноп необмолоченной пшеницы («дидух») как символ будущего урожая и кутью. Хозяин выходил во двор, для того чтобы узнать — появилась ли первая звезда. Садились трапезничать в этот вечер с появлением в небе первой звезды (как напоминание о вифлеемской  звезде), о которой торжественно сообщал хозяин. Однако перед тем как сесть за стол, хозяин брал от каждого  приготовленного блюда по нескольку ложек и шел кормить «хозяйство» — коней, коров, овец, собак и т. д. Когда хозяин возвращался, семья садилась за стол. В этот день собирались вместе все члены семьи, считалось, что этот вечер обязательно нужно провести в кругу родных — иначе весь год будет трудным..  Верили, что в этот вечер даже души умерших  или без вести пропавших приходят на своеобразную совместную трапезу рода. Поэтому на окнах ставили кутью и узвар, а еду со стола не убирали до утра. И перед тем как сесть на стул или лавку, дули — чтобы не придавить собой мертвых душ. Приглашали разделить ужин всех, даже незнакомых лю­дей. Гость в этот вечер, по верованиям наших предков, приносил в дом счастье. Большой грех ссориться в этот день, наоборот, считалось, что нужно помириться с вра­гами, чтобы следующий год прошел в мире и согласии. В этот вечер принято рассказывать детям об истории рождения Иисуса.

В сочельник в старину повсеместно на Руси по домам ходили христославы, или  славилыщики. Радостно, бодро они славили рождение Спасителя.

И до нашего времени дошел обряд в праздновании Рождества, это колядование.  Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин или хозяйка, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат.  Поют  про рождество Христово, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Колядовать принято 6 января - Рождественский сочельник канун Рождества (Коляда). На второй день Рождества готовили бабину кашу, или бабкину кутью. Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину кашу готовили “богатой”.

 

Самым веселым весенним праздником была Масленица. На Масленицу веселились все: ребятишки, молодежь, старики. Катались на алазках, пели песни, устраивали взятие снежного городка, кулачные бои. Каждый день масленичной недели имел свое название: встреча, наигрыш, лакомка, разгул, вечерки, золовкины посиделки, прощеное воскресенье. В последний день сжигали Масленицу на костре.

Самым большим праздником была Пасха. В этот день освящали куличи и крашеные яйца, ходили на кладбище и христосовались с покойными, а затем отправлялись домой разговляться. В этот день катали яйца и качались на качелях.

 Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка - праздник, с которого начинались хороводные игры. В этот день молодежь и люди среднего и пожилого возраста собирались в центре села, на выгоне, повеселиться. Сельские гармонисты залихватски растягивали свои гармони, стараясь «перещеголять» друг друга в музыкальном мастерстве. Никто не стоял в стороне, все пускались в пляс - попеть, поплясать, свою удаль показать.

Особенно много народных песен знали и умели их исполнить Демонова Елена Лазаревна, Кобзева Анна Ананьевна, Кобзева Наталья Ивановна, Веникова Анастасия Михайловна и другие.

Особым обрядом отличались свадьбы. Сельская свадьба - это было целое фольклорное представление с посиделками, свадебным поездом, пропоями, с шутками и прибаутками и, и конечно, с озорными частушками.

Нечаевцы всегда были хорошими ремесленниками. Умение это идет от старинных традиций. Крестьянин вел натуральное хозяйство и всё мог делать своими руками: скорняжить, делать пряжу и ткать полотно из льна и конопли, мастерить сани и телегу, упряжь для лошадей, дубовые бочки для меда, кваса, солений. Со временем изделия местных умельцев стали вывозиться на знаменитые Корочанские ярмарки. В течение года их было -: три летом и три зимой.

Нечаевские мастера поставляли на ярмарки изделия из дерева: короба для муки, грабли, деревянные лопаты, решета, лапти. Сами жители села не признавали летом никакой другой обуви, кроме лаптей. Также в селе делали сукно, льняную ткань, ткали изделия из конопли.

Лапти, сплетенные Гавриилом, прозванным дедом Гавришкой, пользовались особым спросом у молодежи. Они были не только прочными, но и красивыми. А вот имя бондаря Калашникова Ивана Гордеевича было известно не только в селе Нечаево, но и во многих близлежащих селах. Его кадушки, дежи, лохани были нужны в каждом крестьянском доме, а на Корочанских ярмарках были нарасхват.

Лучшим плотником и столяром был Василий Иванович Демонов. Он строил дома, делал сохи и бороны, даже ручные мельницы, производительность которых была 3 пуда в час.

Своим умение прясть, ткать, вязать кружева, вышивать славились женщины. Долгими зимними вечерами собирались женщины и молодые девушки на вечерушки в какой - либо хате и под слаженное тихое пение пряли, вышивали, плели кружево. Вышитые рушники были основным украшением горницы.

                                                                                                     Наши проекты

Hosted by uCoz