Потрясали Россию войны и революции, появились новые политические системы и идеологии, совершались на земле предков кровопролития и насилия, подвергался неимоверным испытаниям народный дух, но сохранялось духовное пространство, выстаивала мощь народная, не рвались корни любви к Родине, к отчему дому. Народ не забывал свои корни, свою культуру, свои песни и праздники.
Праздники и обряды сохранились в нашем селе и в настоящее время.
Одним из особо чтимых праздников было и остается Рождество Христово. Празднику предшествует сорокадневный пост, который называют Рождественским или Филипповским (поскольку начинается он в день памяти апостола Филиппа). Во время поста — с 15 (28) ноября по 24 декабря (7 января) — верующие не едят «скоромную» пищу, то есть мяса, молока, яиц, а только «постную», то есть растительную (овощи, фрукты, хлеб). Особое внимание уделяется духовным аспектам — покаянию и молитвам. День перед Рождеством называют Рождественским сочельником. С давних времен словом и делом в этот день стараются создать образ богатства, мира, покоя в своем доме. В последний день поста — сочельник — никто ничего не ест и не садится за стол до появления в небе первой звезды. Но уже с раннего утра хозяйка должна приступить к приготовлению ужина, который по правилам состоит из двенадцати постных блюд. Приготовленный на «новом» огне ужин из разных даров земли является своеобразным оберегом для семьи. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего хозяин прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор, где брал охапку соломы. Затем соломой застилали пол в хате, лавки. На стол клали солому и покрывали ее скатертью. Это делали как напоминание о том месте, где родился Божий Сын. Под иконами ставили сноп необмолоченной пшеницы («дидух») как символ будущего урожая и кутью. Хозяин выходил во двор, для того чтобы узнать — появилась ли первая звезда. Садились трапезничать в этот вечер с появлением в небе первой звезды (как напоминание о вифлеемской звезде), о которой торжественно сообщал хозяин. Однако перед тем как сесть за стол, хозяин брал от каждого приготовленного блюда по нескольку ложек и шел кормить «хозяйство» — коней, коров, овец, собак и т. д. Когда хозяин возвращался, семья садилась за стол. В этот день собирались вместе все члены семьи, считалось, что этот вечер обязательно нужно провести в кругу родных — иначе весь год будет трудным.. Верили, что в этот вечер даже души умерших или без вести пропавших приходят на своеобразную совместную трапезу рода. Поэтому на окнах ставили кутью и узвар, а еду со стола не убирали до утра. И перед тем как сесть на стул или лавку, дули — чтобы не придавить собой мертвых душ. Приглашали разделить ужин всех, даже незнакомых людей. Гость в этот вечер, по верованиям наших предков, приносил в дом счастье. Большой грех ссориться в этот день, наоборот, считалось, что нужно помириться с врагами, чтобы следующий год прошел в мире и согласии. В этот вечер принято рассказывать детям об истории рождения Иисуса.
В сочельник в старину повсеместно на Руси по домам ходили христославы, или славилыщики. Радостно, бодро они славили рождение Спасителя.
И до нашего времени дошел обряд в праздновании Рождества, это колядование. Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин или хозяйка, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Поют про рождество Христово, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Колядовать принято 6 января - Рождественский сочельник канун Рождества (Коляда). На второй день Рождества готовили бабину кашу, или бабкину кутью. Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину кашу готовили “богатой”.
Самым веселым весенним праздником была Масленица. На Масленицу веселились все: ребятишки, молодежь, старики. Катались на алазках, пели песни, устраивали взятие снежного городка, кулачные бои. Каждый день масленичной недели имел свое название: встреча, наигрыш, лакомка, разгул, вечерки, золовкины посиделки, прощеное воскресенье. В последний день сжигали Масленицу на костре.
Самым большим праздником была Пасха. В этот день освящали куличи и крашеные яйца, ходили на кладбище и христосовались с покойными, а затем отправлялись домой разговляться. В этот день катали яйца и качались на качелях.
Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка - праздник, с которого начинались хороводные игры. В этот день молодежь и люди среднего и пожилого возраста собирались в центре села, на выгоне, повеселиться. Сельские гармонисты залихватски растягивали свои гармони, стараясь «перещеголять» друг друга в музыкальном мастерстве. Никто не стоял в стороне, все пускались в пляс - попеть, поплясать, свою удаль показать.
Особенно много народных песен знали и умели их исполнить Демонова Елена Лазаревна, Кобзева Анна Ананьевна, Кобзева Наталья Ивановна, Веникова Анастасия Михайловна и другие.
Особым обрядом отличались свадьбы. Сельская свадьба - это было целое фольклорное представление с посиделками, свадебным поездом, пропоями, с шутками и прибаутками и, и конечно, с озорными частушками.
Нечаевцы всегда были хорошими ремесленниками. Умение это идет от старинных традиций. Крестьянин вел натуральное хозяйство и всё мог делать своими руками: скорняжить, делать пряжу и ткать полотно из льна и конопли, мастерить сани и телегу, упряжь для лошадей, дубовые бочки для меда, кваса, солений. Со временем изделия местных умельцев стали вывозиться на знаменитые Корочанские ярмарки. В течение года их было -: три летом и три зимой.
Нечаевские мастера поставляли на ярмарки изделия из дерева: короба для муки, грабли, деревянные лопаты, решета, лапти. Сами жители села не признавали летом никакой другой обуви, кроме лаптей. Также в селе делали сукно, льняную ткань, ткали изделия из конопли.
Лапти, сплетенные Гавриилом, прозванным дедом Гавришкой, пользовались особым спросом у молодежи. Они были не только прочными, но и красивыми. А вот имя бондаря Калашникова Ивана Гордеевича было известно не только в селе Нечаево, но и во многих близлежащих селах. Его кадушки, дежи, лохани были нужны в каждом крестьянском доме, а на Корочанских ярмарках были нарасхват.
Лучшим плотником и столяром был Василий Иванович Демонов. Он строил дома, делал сохи и бороны, даже ручные мельницы, производительность которых была 3 пуда в час.
Своим умение прясть, ткать, вязать кружева, вышивать славились женщины. Долгими зимними вечерами собирались женщины и молодые девушки на вечерушки в какой - либо хате и под слаженное тихое пение пряли, вышивали, плели кружево. Вышитые рушники были основным украшением горницы.