I. ВВЕДЕНИЕ
II. РИСУНКИ ПУШКИНА
2.1. Третий лицейский рисунок
2.2. Пушкин- портретист
III. МНИМЫЙ РИСУНОК ПУШКИНА
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
Более сорока выдающихся русских писателей были превосходными рисовальщиками. Но самым лучшим и самым блистательным из них на этом поприще был Пушкин. Он достиг высокого мастерства в своих рисунках. К тому же они отличались от подобного рода писательских увлечений одному ему свойственным очарованием. Когда любуешься графикой Пушкина, приходишь к убеждению, что его гениальности не могло не быть подвластно и мастерство рисовальщика.
Поэзия Пушкина — это не только стихотворения и поэмы, баллады и сказки, повести и драмы, это и рисунки, выполненные его рукой. Рукописи Пушкина полны рисунков. Они неотделимы от строк, рождавшихся на бумаге, они сопутствуют им, они их разъясняют. Потребность поэта рисовать была не менее сильной, чем слагать поэтические строки.
Замечательные рисунки поэта являются органической частью его творчества, и при всем величии литературных произведений, созданных им, наше представление о Пушкине утратило бы какие-то свои грани, если бы оставалась неизвестной его графика. Вот почему теперь нам невозможно даже вообразить отсутствие рисунков в рукописях великого автора стихотворений и поэм, рассказов и повестей, сказок и пьес, критических статей и исторических сочинений.
Ко всему этому нужно прибавить, что в пушкинских рисунках отражено так много из его жизни, что подчас они являются как бы страничками дневника. Об этом свидетельствуют сотни и сотни листов творческих рукописей, заполненных изображениями тех, о ком он вспоминал и думал, кем мысленно любовался и о встречах с которыми мечтал. В пушкинских рукописях запечатлен облик множества его друзей из мира литературного и театрального, близких знакомых, а также тех, к кому он относился с иронией или явным презрением. А сколько характерного в каждом из таких набросков! Что же касается количества автопортретов и автоиллюстраций к произведениям Пушкина, то их, по-видимому, около восьмидесяти.
Рисунки Пушкина удивительны и неповторимы. Если бы он стал профессиональным рисовальщиком, его творчество намного опередило бы свое время. Динамизм, экспрессия его графики сродни художникам нашего, двадцать первого века. Рисунки Пушкина — это жизнь, движение, энергия.
Он никогда не рисовал с натуры. Часто, спустя годы после встречи, он набрасывал портреты друзей и знакомых, удачно вспоминая самые характерные черты. Иногда он рисовал пейзажи. Или животных, птиц. Эти рисунки немногочисленны. Но сколько в них безудержной стремительности! Деревья, гнущиеся под ветром, скачущая лошадь, птица в полете... Всюду движение, вихрь, скорость. Ни малейшего намека на покой, остановку, неподвижность.
II. РИСУНКИ ПУШКИНА
2.1.Третий лицейский рисунок
Дошедшие до нас рисунки поэта относятся к разным периодам его жизни. И лишь от времени пребывания в Лицее, где он много и часто занимался рисованием, до нас дошло всего лишь два и к тому же весьма невыразительных рисунка. Только о них и говорится в книгах и статьях, посвященных графике Пушкина. Между тем уже в давние годы в литературе появились авторитетные сведения о содержании некоторых весьма любопытных по замыслу рисунков Пушкина, исполненных им в ту пору, когда он был лицеистом. Приведу два таких свидетельства.
Они принадлежат исследователю В. П. Раевскому (1826—1888), которому известный пушкинист П. В. Анненков писал: «Вы самый удачный искатель кладов, какого я знаю». За границей Гаевский встречался с А. И. Герценом, переписывался с ним, вместе с художником Александром Ивановым они ходили осматривать выставки произведений изобразительного искусства. В своей статье «Пушнин в Лицее и лицейские его стихотворения», напечатанной почти сто пятьдесят лет назад, в 1863 году, в некрасовском «Современнике», Гаевский, рассказывая об истории создания стихотворения «Фавн и пастушка», сообщал: «...к стихотворению Пушкина приложены были картинки, сообразно с которыми главы назывались: 1. Пастушка. II. Пещера. III. Фавн. IV. Река. V. Чудо. VI. Фиал. VII. Очередь. VIII. Философ». В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о том, существует ли автограф этого стихотворения и приложенные к нему автоиллюстрации.
А вот что говорит тот же исследователь о торжествах, проходивших в связи с завершением Отечественной войны 1812 года, и о происхождении одного замечательного лицейского рисунка Пушкина: «На одном из таких торжеств, происходивших в Павловске 27 июля 1814 г., в числе зрителей были и лицеисты. Праздник этот, для которого была устроена зала, известная под названием «Розового павильона», описан в «Русском инвалиде» 1814 г. (№ 63)». Далее автор пишет: «...приведем несколько строк из личных воспоминаний по этому случаю барона М. А. Корфа (речь идет о лицейском сокурснике Пушкина): «Сперва был балет на лугу перед павильоном, где декорации образовались из живой зелени, а задняя стена представляла окрестности Парижа и Монмартр с его ветряными мельницами, работы известного декоратора Гонзага. Потом был бал в новоустроенной зале, убранной снизу доверху розовыми гирляндами, произведением воспитанниц Смольного монастыря... Нас, скромных зрителей, привели, разумеется, пешком из Царского Села, чтобы полюбоваться этими диковинками. На балет мы смотрели из сада; на бал — с окружающей залу галереи. Потом повели нас обратно пешком же, без чаю, без яблочка, без стакана воды».
Гаевский продолжает: «Пушкина особенно занимали устроенные между дворцом и павильоном Триумфальные ворота, на которых как будто в насмешку над их малым размером были написаны два стиха Буниной:
Тебя, текуща ныне с бою,
Врата победны не вместят!
...Пушнин по этому поводу набросал пером рисунок, изображавший замешательство, происходившее будто бы у «победных врат»: лица, составлявшие шествие, видят, приближаясь к воротам, что они действительно «не вместят» государя, который притом еще пополнел в Париже, и некоторые из свиты бросаются рубить их. Остроумный рисунок, представлявший несколько портретов, скоро распространился и был подарен Пушкиным Е. А. Карамзиной. Автора невинной шутки долго искали, но, разумеется, не нашли».
Можно заметить, что некоторый элемент иронического отношения Пушкина-лицеиста к императору и его придворным проявился уже в упомянутом рисунке.
Вспомним также, что написал Пушкин об Александре I в десятой (сожженной) главе «Евгения Онегина»:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Каким бы украшением графики молодого Пушкина был бы тот лист, о котором сообщают Корф и Гаевский!
Во Всесоюзном музее Пушкина в Ленинграде хранится конверт со следующей надписью: «Рисунки воспитанников Лицея 1-го курса, подаренные ими в знак памяти Анне Андреевне Самборской, которая всегда радушно принимала их всех и не раз угощала их на даче Александровка...» То была сестра жены В. Ф. Малиновского, первого директора Лицея, к которому все воспитанники курса, в том числе и Пушкин, относились с любовью. Можно не сомневаться, что в конверли подарены Самборской, были и рисунки юноши Пушкина, но ни один из тех рисунков до нашего времени не сохранился, а память о них запечатлена всего лишь в надписи на уцелевшем конверте.
Теперь же к тем двум лицейским рисункам Пушкина, которые давно известны в литературе, в Париже отыскался третий, который по качеству во многом превосходит те два.
Впервые в нашей Пушкиниане этот парижский рисунок здесь воспроизводится. По-видимому, Пушкин запечатлел на нем то, чему был свидетелем: полицейский держит метлу и со злым выражением лица отчитывает опешившего дворника с лопатой в руках, который от страха стоит на согнутых ногах. Рисунок этот замечателен тем, что дает более ясное представление о том, какой была лицейская графика Пушкина.
II. Пушкин- портретист
Так же динамичны и портреты, сделанные рукой поэта. Портреты современников: и тех, чьи имена остались в истории, и тех, кто не заслужил этого. Целая галерея портретов была создана поэтом на полях рукописей. Арина Родионовна, лицейские друзья: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, поэт Баратынский, Грибоедов и многие, многие другие... Портреты родных, близких людей и тех, кто сыграл в жизни поэта особенную роль. Рисунки Пушкина не только отражали его характер, но и выражали его пристрастия.
Поражает выразительность портретов-профилей, созданных пером Пушкина. Всего несколько штрихов, и вот уже характер, личность, в достоверность черт которой трудно не поверить.
Вот один из таких портретов — профиль генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года. Пушкин познакомился с ним в 1820 году в Кишиневе. «Мой друг, — писал он брату, — счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою, снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Это письмо лишний раз подтверждает, что художественный образ, созданный Пушкиным-портретистом, действительно соответствует истине: глядя на этот портрет, нельзя не поверить, что это человек яркий, с сильным, открытым и в то же время непреклонным характером.
Еще один портрет-профиль героя Отечественной войны 1812 года, зачинателя и руководителя партизанской борьбы поэта Дениса Давыдова. Творчество Дениса Давыдова, бывшего в поэзии, как и в жизни, личностью оригинальной, широкой, раскованной, как нельзя лучше олицетворяло для молодого Пушкина идеал самобытного творца, ближе всего подходило по характеру к пушкинской поэзии. Пушкин прямо называет Дениса Давыдова среди своих учителей в поэзии.
В галерее пушкинских портретов современников есть портрет человека, чьё имя не может не обратить внимание. Это портрет декабриста Пестеля. Пушкин встречался с Пестелем всего несколько раз, но оценил его сразу. В его дневнике после знакомства с Пестелем записано: «Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю...» Портретный набросок Пушкина считается лучшим из всех портретов Пестеля, написанных с натуры. Пушкину удалось выразить в этом портрете самое главное в характере Пестеля: его ум и волю.
«Герой моего воображенья» — так называл Пушкин известного декабриста, человека, знаменитого разнообразными историями, связанными с его отчаянной храбростью, Якубовича.
Осужденный по первому разряду, Якубович умер в ссылке в Енисейске после пятнадцатилетней каторги. Пушкин, знавший Якубовича всего несколько месяцев после окончания лицея, на всю жизнь сохранил очарование его яркой личности. Пушкин намеревался сделать Якубовича главным героем одного из своих произведений, «Романа на кавказских водах», которое, к сожалению, не было написано.
В 1986 году были найдены два неизвестных до тех пор пушкинских рисунка — портреты выдающихся его современников — декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, осужденного к двадцати годам каторжных работ и отбывшего свыше четверти века в сибирской каторге и на поселении, и близкого друга noэтa Николая Николаевича Раевского, брата жены С.Г.Волконского Марии Николаевны, рожденной Раевской, сполна разделившей героическую и трагичную судьбу мужа. «Расшифровка», открытие этих портретов представляла значительный интерес и в плане историко-литературном, позволяя с убедительной наглядностью, вещной, так сказать, доказательностью «увидеть» декабристские связи великого поэта.
Оба портрета — Н. Н. Раевского и С. Г. Волконского — по праву можно назвать одними из лучших в пушкинской графике,— такой выразительностью, достоверностью, точностью собственно портретной характеристики они обладают.
Портреты находятся почти что в самом начале рабочей тетради поэта в красном бумажном переплете с черновиками седьмой главы «Евгения Онегина», «Полтавы», лирическими стихотворениями оленинского цикла и проч. Расположенные один под другим (при вертикальном положении тетради, представляющей собой, вообще говоря, дамский альбом с удлиненными листами, заполненными в этом месте в основном текстами в два столбца) на полях черновиков 4 и 5-й строф седьмой главы «Онегина», портреты сделаны, по всей видимости, позднее написанного чернилами текста романа (зима — весна 1828 года); оба профильные, они нарисованы карандашом, очень легкими, как бы небрежными свободными штрихами, с исключительной точностью передающими не просто формально-портретное сходство, но и самую «душу живу» изображенных друзей. Особенно мастерски передано Пушкиным выражение глаз — сосредоточенный, пристальный, волевой взгляд Волконского и более мягкий, несколько, может быть, мечтательный Николая Раевского, которого сближала с поэтом, помимо всего прочего и страстная любовь его к литературе. Будучи знатоком и ценителем русской европейской поэзии Н.Н.Раевский и сам тоже писал стихи. Пушкин посвятил ему «кавказского пленника» и «Андрея Шенье», инициалы Раевского – Н.Н.Р.- сохранились одном из черновиков посвящения к «Бахчисарайскому фонтану».
Пушкин, любивший Раевского, состоял с ним в оживленной и деятельной переписке, к сожалению, до нас не дошедшей. Но сохранившийся черновик его письма к нему, написанного в Михайловском во второй половине июля 1825 года, поражает глубиной своих мыслей, что не может не свидетельствовать о высоком мнении поэта о друге, уважении к его знаниям и интересам.
Знаменательна «парность» портретов Раевского и Волконского, очевидна их неслучайная близость и одновременность появления в тетради. Ведь это именно семья Раевских сблизила Пушкина с С. Г. Волконским, с которым поэт познакомился в 1820 году. По свидетельству сына и внука С. Г. Волконского, князю Сергею Григорьевичу было поручено принять Пушкина в Южное общество, одним из главных руководителей которого он был. В письме к академику Л. Н. Майкову сын Волконского Михаил Сергеевич, родившийся в 1832 году в Сибири и проведший там свои детские и юношеские годы, писал, что гений Пушкина освещал освещал его детство и юность.
Разнообразна и многочисленна галерея портретов современников, созданная Пушкиным. Ни один художник его эпохи не смог создать ничего подобного. Уже только поэтому наследие Пушкина-графика представляет огромную историческую ценность. Около двух тысяч рисунков оставил Пушкин. Огромный, богатейший материал.
III. МНИМЫЙ РИСУНОК ПУШКИНА
Бесконечен мир подделок. Вот почему так обильна исследовательская литература, посвященная разоблачению фальшивок, обнаруженных в различных областях изобразительного искусства,- об этом коварном зле на многих языках существуют десятки книг и сотни статей.
Общеизвестно, что рост популярности знаменитого художника всегда порождает целые толпы любителей легкой наживы за счет его имени; что славе мастера- а тем более славе мирового масштаба - постоянно сопутствует усиленная фабрикация подделок и фальшивок, которые выдаются за подлинные его творения.
Если из всех прославленных мастеров русской живописи дольше всего подделывали Е.И.Репина, то из всех великих отечественных писателей, естественно, множество раз выдавалось за автографы А.С.Пушкина нечто такое, что отнюдь не оказывалось его подлинной рукописью; выдавались за пушкинские рисунки, им не исполненные. А что касается неверно атрибутированных или фальшивых портретов Пушкина, то их тоже было немало. Необходимо иметь хотя бы некоторое представление о том, какой широчайший размах приобрело изготовление подделок не только в области искусства, но и в области литературы, а также какими несуразными бывают ошибочные атрибуции.
Сейчас за рубежом появляются всяческие подделки или в лучшем случае старинные копии произведений Пушкина, которые там считаются его автографами. Вот пример. В Канаде нашли рукопись оды «Вольность», проданная в антикварном магазине в качестве подлинника. Но это был лишь список давних лет; написанная в 1817 году, ода ходила в списках долгие десятилетия, а, впервые опубликованная в 1856 году в герценовской «Полярной звезде», на родине великого поэта она была обнародована полностью лишь в 1905 году. Нет сомнений, что за рубежом, кроме уже известных и описанных в исследовательской литературе автографов Пушкина, находятся и такие, к тому же весьма значительные, которые до сих пор остаются невыявленными. В далекие годы была вывезена за границу так называемая «Капнистовская тетрадь», которую считают одним из наиболее крупных и важных автографов Пушкина, недоступных в настоящее время исследованию. Об этом писал Б. В. Томашевский в нашем пушкинском томе «Литературного наследства», вышедшем в 1934 году. О самой тетради известно, что, хотя оттуда когда-то и кто-то вырезал несколько листов, все же в ней уцелело 19 листов, с обеих сторон исписанных рукою Пушкина. Что же касается судьбы этой замечательной реликвии, то сведения по данному поводу весьма ограничены. Ее владелец, граф Капнист, подолгу живший за границей, там и умер в конце прошлого века. Его наследники на родину не вернулись, след тетради утратился, и до сих пор ничего о ней не известно. Что же касается тех листов, что давным-давно были из нее вырезаны, то один из них оказался в Копенгагене в коллекции автографов, собранных известным датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Отыскать, если она сохранилась, «Капнистовскую тетрадь» и остальные вырезанные оттуда листы,— весьма благое дело. Безусловно, возможны находки и других, еще не выявленных за рубежом автографов Пушкина, ведь, по словам одного из персонажей Михаила Булгакова, «рукописи не горят».
Но не надо забывать, что и до сих пор изготовляется, а также издавна обретается немало фальшивок, которые продаются в качестве пушкинских подлинников.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русские исследователи продели большую работу по изучению и система- тизации пушкинского графического наследия. Благодаря этой работе многие рисунки Пушкина были «расшифрованы, осмыслены, разъяснены. Пушкин-художник, Пушкин-рисовальщик дополнил Пушкина-поэта. Портрет гения обогатился еще одной чертой. И образ великого поэта для нас, его потомков, стал ближе и понятней.
Наши лучшие художники, а также писатели, уделявшие время для создания собственных рисунков, отдавали должное Пушкину-рисовальщику. Так, дважды выступая по этому поводу в 1937 году а Париже и Лондоне, первоклассный художник содружества «Мир искусства» М.В.Добужинский и даже напечатал тогда восторженную статью, которую озаглавил «Рисунок Пушкина». А в статье «Рисунки писателей», появившейся в 1938 году, А. М. Ремизов утверждал: «Из всех рисунков писателей я больше всего люблю рисунки Пушкина. Как бы мне хотелось посмотреть на его движущиеся чудища из сна Татьяны! А полюбились мне рисунки Пушкина за их непосредственность. Ведь только непосредственность - ненамеренность передает мгновения в беспрерывном».
Список литературы:
1. Керцелли Л. С.Г.Волконский и Н.Н.Раевский в рисунках Пушкина // Огонёк . 1986
2. Гейченко С.С Память о Пушкине.
Приложение 1
Приложение 2