К.
Э. Циолковский—
русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики
Родился в селе Ижевском,
(ныне Рязанской обл.) в семье лесничего. После перенесенной в детстве
болезни почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать
учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. В 1873 г. отец
снарядил его в Москву для поступления в техническое училище. Но к тому
времени это училище стало высшим учебным заведением (ныне — МВТУ), в
которое Циолковский поступить не мог, поэтому решил продолжить
самообразование. Изучал физико-математические науки по циклу средней и
высшей школы, ставил физические и химические эксперименты. Из денег,
посылаемых отцом, он тратил на еду мизерную часть, питался одним черным
хлебом, не имел даже картошки и чая. Зато покупал книги и
все необходимое для своих опытов. Отец случайно узнал
о лишениях сына и «под благовидным предлогом» попросил его приехать к
семье... В 19 лет К. Э. Циолковский вернулся дамой и стал давать частные
уроки по математике и физике. Несомненные педагогические способности и
хорошие отзывы об этих уроках решили вопрос о выборе профессии. В 1879
г. он сдал экстерном экзамен на звание учителя народного училища, а с
1880 г. стал преподавать арифметику и геометрию в Боровском уездном
училище. В 1881 г. за одну из своих научных работ
К. Э. Циолковский избирается членом Петербургского физико-химического
общества. Эту первую моральную поддержку ученый с благодарностью
вспоминал всю жизнь. После 1884 г. Константин Эдуардович сосредоточился
на проблемах конструирования цельнометаллического аэростата
(дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты
для межпланетных путешествий. В 1892 г. Циолковский переехал в Калугу,
где преподавал математику и физику в гимназии и епархиальном училище. В
тот период он обратится к малоизученной области — созданию летательных
аппаратов тяжелее воздуха. Но его работа над аэропланом, так же как и
над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей
русской науки.В 1897 г. К. Э. Циолковский
построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей
частью. В 1900 г. на субсидию АН (единственное пособие, полученное им в
дореволюционное время от правительственного учреждения) он проделал
эксперименты с аэродинамической трубой, в которых были выявлены
важнейшие закономерности аэродинамики дозвуковых скоростей. Однако
большинство результатов Циолковского по экспериментальной аэродинамике
не было опубликовано в свое время, и поэтому многие из них были заново
открыты другими учеными. Важнейшие научные результаты Циолковский
получил в ракетодинамике. В работах 1903, 1911, 1914 гг. он заложил
основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. В 1926—1929 гг.
разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о
движении ракеты в неоднородном поле-тяготения и рассмотрел
(приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты. Исследования
Циолковского впервые показали возможность достижения космических
скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике
Земли (ИСЗ) и уделил внимание использованию ИСЗ в народном
хозяйстве. Выдвинул ряд идей, которые нашли применение в
ракетостроении. Условия творчества Константина Эдуардовича были ужасными
даже для царской России. Мизерное жалованье. Большая семья. Нужда.
Отсутствие необходимой научной литературы. Почти все сограждане и
сослуживцы считали Циолковского фантазером и утопистом.В 1921 г. жизнь К. Э.
Циолковского резко изменилась Постановлением Совета Народных Комиссаров
РСФСР ему была назначена персональная пенсия. В 1917—1935 гг.
опубликовано в 4 раза больше его трудов, чем за весь предшествующий
период деятельности ученого. Циолковский становится известным всему
научно-техническому миру. Переводы его статей появляются и в зарубежных
журналах. Уравнениям и формулам Циолковского посвящаются специальные
дискуссии. Группы и общества по изучению возможностей межпланетных
путешествий создаются в СССР, Германии, Англии, Франции, США.
В 1932 г. К. Э. Циолковский
был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1935 г. за несколько дней
до смерти ученый писал «Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть
немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла
осуществиться... лишь Советская власть и партия... оказали мне
действенную помощь... Однако сейчас болезнь не дает закончить начатого
дела. Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным
сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным
руководителям прогресса человеческой культуры Уверен, что они успешно
закончат эти труды».
Доклад С.П. Королёва "Жизнь и
деятельность К.Э.Циолковского"